Энтелехия (от греч. законченный, завершённый и греч. имею, нахожусь в состоянии; собственно — нахождение в состоянии полной осуществлённости, осуществлённость) — один из двух терминов философии Аристотеля (наряду с энергией) для обозначения актуальной действительности предмета, акта в отличие от его потенции, возможности бытия; неологизм Аристотеля.
Понятие Энтелехии в античной философии
В «Метафизике» Аристотеля энергия означает действие, переход от возможности к действительности, а энтелехия — конечный результат этого перехода. Однако в большинстве случаев Аристотель не соблюдает этого различия и употребляет термины «Энергия» и «Энтелехия» как синонимы. Поскольку материя, согласно Аристотелю, есть чистая возможность, то энтелехия как противоположность потенциальности приближается к понятию формы, а поскольку конечный результат процесса актуализации есть его цель (греч. телос означает одновременно и «конец» и «цель»), то Энтелехия соответствует целевой причине. Существенную роль понятие Энтелехии играет в психологии Аристотеля, определяющего душу как «первую Энтелехию естественного тела, потенциально обладающего жизнью». Именно здесь Аристотель различает «первую» (или простую) Энтелехию и «вторую» (высшую) Энтелехию: так, знание (эпистеме), понимаемое как «первая» Энтелехия, может осуществить себя далее в «умозрении» как Энтелехия второго порядка.
Понятие Энтелехии в средневековой философии
В латинской схоластике (в частности, у Фомы Аквинского) и энергия, и Энтелехия переводятся одним термином «акт».
Понятие Энтелехии в философии Нового Времени
В философии нового времени понятие Энтелехия возрождается у Лейбница, относившего его к монадам (у самого Аристотеля Энтелехия никогда не имела предметного смысла). Употребление термина «Энтелехия» в виталистической биологии (напр., у Дриша) в смысле целесообразно действующей жизненной силы также существенно уклоняется от словоупотребления Аристотеля.