Дилеммой абсолютизированного рационализма и иррационализма не исчерпывались философские поиски ХIХ-ХХ столетий. Существовал другой путь развития философской мысли, он сформировался как самостоятельное направление в русской культуре. Более того, он стал русской философской традицией, представленной блистательными именами.
Главной идеей, составляющей существо русской классической философии, стала идея неразрывного единства разума и нравственности, их равноценности по отношению друг к другу. Понятие души обрело в русской философии свое особое значение, а понятие духовности обогатилось в ней содержанием, не сводимым к разумности, а скорее включающим ее в себя. Возникло убеждение в том, что разум не может быть критерием в оценке значимости результатов собственной деятельности, как не может быть критерием ценности идей только материальная практика. Практика нравственных отношений, оценочная роль моральных принципов в человеческих действиях должны стать главным критерием разумности человеческих решений.
Красота бытия — не в четкости принципов, лежащих в его основе, а в единстве разумности этих принципов и их нравственной ценности для человека. Мощные, неудержимые устремления совершающего все новые открытия разума, его намерения преобразования жизни с целью ее упорядочения поставили проблему оценки этих устремлений, — именно это было осознано русскими мыслителями. В области человеческих отношений существуют ценности, не поддающиеся рациональной обработке. Это добро, красота, счастье и все с ними связанное, все, что составляет сферу эстетического и нравственного сознания, которое, в конечном счете, только и способно помочь приблизиться к ответу на вопрос о том, что могут принести человеку те или иные повороты жизни, основанные на принципах рациональной целесообразности.
Разумеется, идеи русской классической философии возникли не на пустом месте и не в противовес тысячелетней философской традиции. Они представляют собой развитие заложенных в культуре, в том числе в философии, но далеко еще не реализованных возможностей. На основе мыслительных результатов прошлого, на основе общечеловеческого жизненного опыта, в первую очередь нравственного опыта, русские философы по-иному, по сравнению со своими современниками, взглянули на мир человеческих отношений, на перспективы развития общества и смогли увидеть опасность в том бытийном пространстве, где другим виделись лишь сплошные людские восхождения. Потому так понятны были им любые движения философского сознания в этом направлении, в частности, так глубоко были осознанны ими кантовские идеи относительно тайн человеческой жизни и возможностей человеческого ума. Мудрость этих исканий Канта не осталась незамеченной ими, как это произошло даже в рамках немецкой классической философии, тупики и безысходность экзистенциальных выводов Канта стали для них проблемами, требующими постижения, так же, как и философские протесты против абсолютизации иррационализма Шеллинга и Шопенгауэра. Самостоятельно, своими путями шли русские мыслители в философии, понимая важность иных, чем прежде, философских ответов на вопросы о человеческом предназначении.