ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ — течение неопозитивизма, возникшее в 20-х гг. 20 в. на основе Венского кружка (Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк, Г. Фейгль, X. Рейхенбах и др.). Логический позитивизм выступает как преемник позитивистской субъективно-идеалистической традиции, идущей от Беркли, Юма и махизма. Вместе с тем логические позитивисты отказываются от характерного для старого позитивизма и дискредитировавшего себя психологического и биологического подхода к познанию и пытаются сочетать субъективно-идеалистический эмпиризм с методом логического анализа. Подобная ориентация Логического позитивизма связана с реальными проблемами науки 20 в. — всё большим осознанием роли знаково-символических средств, с тенденциями возрастающей математизации и формализации знания, с выявлением зависимости способов рассмотрения действительности от типа языка и т. д. Однако эти сложные и актуальные проблемы трактуются Логическим позитивизмом в духе субъективизма и конвенционализма. Знаково-символические средства и языковые формы познания превращаются в Логическом позитивизме в некий абсолют, а выход философско-методологического анализа за их пределы расценивается как неправомерная «метафизика». Подлинно научная философия, согласно Логическому позитивизму, возможна только как логический анализ языка науки, который должен быть направлен, с одной стороны, на устранение «метафизики» (т. е. традиционной философии), с другой — на исследование логического строения научного знания с целью выявления «непосредственно данного» или эмпирически проверяемого содержания научных понятий и утверждений. Конечная цель такого исследования усматривалась в реорганизации научного знания в системе «единой науки», которая в соответствии с позитивистско-феноменалистским представлением о природе познания должна была бы давать описание «непосредственно данного». Для Логического позитивизма был характерен ярко выраженный сциентизм, согласно которому специально- научное познание (понимаемое при этом в духе позитивизма, феноменализма и узкого эмпиризма) является единственно возможным типом научно-теоретической деятельности и само по себе обеспечивает достаточные основания для выработки всеобъемлющего мировоззрения.
Со 2-й пол. 30-х гг. (после переезда основных представителей в США) Логический позитивизм стал известен как логический эмпиризм. Сохраняя неизменными основные идеи Логического позитивизма периода Венского кружка — концепцию сведения философии к логическому анализу языка (рассматриваемому, однако, уже не только как синтаксический анализ, но и как семантический, а в некоторых случаях предполагающий также обращение к теоретической прагматике) и положение о невозможности теоретического оправдания существования объективной реальности, Логический позитивизм на этом этапе вынужден был отказаться от ряда своих исходных гносеологических догм, сформулированных в Венском кружке и выявивших свою несостоятельность при попытках осуществления программы логического анализа науки. Так, в качестве базисного «языка наблюдений» Логический позитивизм с конца 30-х гг. предлагает так называемый вещный язык, выражающий чувственно воспринимаемые физические явления, а не язык личных переживаний субъекта. Требование исчерпывающей верифицируемости каждого осмысленного научного утверждения (см. Верификация) заменяется условием возможности частичной и косвенной подтверждаемости. Логический позитивизм отбрасывает и принцип сводимости научного знания к эмпирически данному, заменяя его принципом возможности эмпирической интерпретации теоретической системы. При этом, однако, в научных понятиях представители позднего Логического позитивизма видят лишь «удобные» и «целесообразные» формы организации опытных данных, а не отражение глубинных сторон объективной реальности.
В работах представителей позднего Логического позитивизма содержится тенденция представить вынужденный отход и ревизию своих исходных принципов как некоторое их развитие или либерализацию. По существу эти принципы приводят к внутренней противоречивости и эклектичности доктрины позднего Логического позитивизма Так, Логическому позитивизму не удалось дать удовлетворительного объяснения гносеологической природы и методологических функций научных понятий («теоретических конструктов», по терминологии Логического позитивизма); выработать адекватный вариант критерия научной осмысленности, основанный на ослабленной версии принципа верифицируемости (принципе подтверждаемости) и на идее частичной эмпирической интерпретации теоретических понятий; предложить чёткие критерии гносеологического различения т. н. аналитических и синтетических высказываний и т. д. Неспособность Логического позитивизма реализовать свою собственную исследовательскую программу приводит в сер. 20 в. к резкому падению его авторитета. В 50-х гг. Логический позитивизм переживает глубокий кризис, теряет своё ведущее положение в западной философии науки, а в 60-х гг. по существу перестаёт существовать как самостоятельное течение.