Эманация (ОТ позднелат,. emanatio — истечение, распространение) — философское понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип развития Эманация (как нисхождение) противоположна восхождению, совершенствованию. Учение об Эманации всегда чревато пантеистическими выводами, хотя и не исключает трансцендентного понимания первоисточника мира.
Эманация в монистических системах
В монистических системах (платонизм, неоплатонизм) учение об Эманации как об «естественной» продуктивной силе первоначала, «невольно» производящей низшее от преизбытка творческой мощи, объясняет появление зла, в мире: зло есть отсутствие блага, и оно неизбежно потому, что уже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с первопринципом.
Неоплатонизм специально разработал две концепции, дополняющие понятие Эманации: неизменяемость высшего при порождении низшего; возвращение низшего к первоистоку (единому), возможное в чувственном мире только благодаря воле к преодолению оторванности души от её умопостигаемой «отчизны».
Эманация в дуалистических системах
В дуалистических системах (пифагореизм, гностицизм) Эманация обычно провоцируется сознательным актом предвечной «дерзости». Один из наиболее распространённых образов Эманации как «истечения» — солнце и солнечный свет — был воспринят христианской теологией (особенно Псевдо-Дионисий Ареопагит), а также арабомусульманской и европейской средневековой мыслью. К пантеистическим выводам концепция Эманации привела Иоанна Скота Эриугену; её влияние несомненно у немецких мистиков 14 в. (Экхарт и др.), а также у Николая Кузанского.