Сёрен Обю Кьеркегор – датский философ, иррационалист, один из наиболее известных западных основателей экзистенциальной философии, предтеча философского направления, которое в 20 веке получило название «экзистенциализм». Главной проблемой философии Кьеркегора является единичное, внутреннее, временное существование человека – экзистенция. Кьеркегор рассматривает три способа и три соответствующие им принципа существования человека в мире: эстетический (наслаждение), этический (долг) и религиозный (вера). Кьеркегор показывает роль страха, отчаяния, свободного выбора на пути к вере – высшему способу существования человека в мире. К основным произведениям философа относятся «Или – или», «Страх и трепет», «Понятие страха», «Болезнь к смерти». Чаще всего Кьеркегор пользуется «косвенным» способом изложения своих мыслей: основные его произведения написаны от имени вымышленных персонажей.
- Кьеркегор и экзистенциальная философия
- Кьеркегор об абстрактном мышлении
- Кьеркегор о свободе и необходимости
- Кьеркегор и философия отчаяния
- Кьеркегор о способах существования
- Эстетическое существование
- Этическое существование
- Существование в вере
- Кьеркегор и значение его философии
- Автор: Галина Зубец
- Кьеркегор книги
Кьеркегор и экзистенциальная философия
В связи с обоснованием нового предмета философии – экзистенциального существования человека, Кьеркегор выступил с критикой рационалистической философии, в первую очередь, философии Гегеля. Согласно Гегелю истина носит разумный, всеобщий и объективный характер; высшей формой ее постижения является наука, основанная на абстрактном мышлении. Кьеркегор настаивает на том, что философия принципиально отличается от науки, что она напрямую зависит от субъективной, личной жизни философа. Кьеркегор в своей философии как раз и являет пример такой попытки осмысления собственных сокровенных душевных переживаний. Главный вопрос в жизни человека – «быть или не быть?», пишет Кьеркегор, может иметь «только субъективное значение». «Страсть как раз и есть субъективность, а при объективном подходе ее вовсе нет». Так понятая субъективность и есть по Кьеркегору действительность, а не гегелевское «то, что разумно». Кьеркегор убежден, такую экзистенциальную истину нельзя знать, в ней можно только быть. Объективной истине субъект безразличен, в ней он исчезает. Немецкая классическая философия развивает учение о субъекте, но там речь идет о субъекте вообще, Кьеркегор же считает, что предметом философии должен стать единичный, неповторимый, уникальный, конкретный субъект, поэтому экзистенциальная истина и всеобщность несовместимы.
Кьеркегор об абстрактном мышлении
Научное мышление, пишет Кьеркегор, – «это мышление, при котором не существует мыслящего». «Абстрактное мышление помогает мне обрести бессмертие тем, что сражает меня как существующего в отдельности насмерть и тем самым дарует бессмертие». «Понимание существования также затруднено, как и понимание движения: я мыслю его и таким образом прекращаю его и, следовательно, уже не мыслю его. Можно, пожалуй, с полным правом сказать, что существует вещь, которая не дает себя мыслить, и это – существование». Способом познания истины в экзистенциальной философии признается не мысль, а переживание. «Исходной точкой для достижения абсолюта является не сомнение, а отчаяние».
Кьеркегор о свободе и необходимости
«Или – или»: необходимость выбора и свобода. В отличие от Гегеля Кьеркегор считает, что во всемирной истории господствует необходимость, а не свобода. Но «внутренняя, душевная жизнь индивидуума принадлежит ему одному» и никакая история, кроме его собственной, не должна касаться ее. Борясь за свободу, каждый борется за будущее. «В этой-то именно области и царствует абсолютное «или – или»». Он выбирает не что-то конечное, а абсолют. И этим абсолютом является он сам в своем вечном значении, «и это значение как бы подавляет его своим величием, земная конечность теряет для него всякое значение». «Выбор высоко поднимает душу человека», сообщает ей «сознание соб-ственного достоинства». «Личность является абсолютом, имеющим свою жизненную цель и задачу в самом себе». Выбор приводит к свободе, а значит ответственности «за всякое свое дело и слово». Но выбор должен быть сделан во время, решительно и энергично. «Внутреннее движение личности не оставляет времени на эксперименты мысли». Жизненная неопределенность может привести к такому моменту, когда выбирать уже нечего, «иначе говоря – за человека выбрала сама жизнь, и он потерял себя самого, свое «я»».
Кьеркегор и философия отчаяния
Именно отчаяние Кьеркегор называл «болезнью к смерти». Отчаиваясь в чем-то, человек, на самом деле, отчаивается в самом себе, поэтому, пытаясь избавиться от себя, он стремится к смерти. Но в том-то и дело, что от себя избавиться невозможно, «ведь это Я – наше владение, наше бытие – это одновременно величайшая уступка вечности человеку и ее вера в него».
Кьеркегор исходит из того, что человеческая природа греховна: человек не осознает «своего духовного предназначения». Это и есть отчаяние. Оно является не исключением, а правилом. «Никто не свободен от отчаяния». Однако тот, кто осознает отчаяние, гораздо ближе к исцелению, чем те, которые его не осознают. Последние «как бы разлагаются заживо». «Только дошедший до отчаяния ужас развивает в человеке его высшие силы». «Отчаяние – единственное средство душевного спасения для человека». Каждому из способов человеческого существования присущ свой тип отчаяния.
Кьеркегор о способах существования
Кьеркегор отличает этический способ существования от эстетического следующим образом: «Эстетическим началом может называться то, благодаря чему человек является непосредственно тем, что он есть, этическим же – то, благодаря чему он становится тем, чем становится». Этический человек («трагический герой») «отрекается в отношении себя самого для того, чтобы выразить всеобщее», а религиозный человек («рыцарь веры») «отрекается в отношении всеобщего, чтобы стать единичным индивидом». «Собственными силами человек может стать трагическим героем, но только не рыцарем веры». Трагический герой способен к самоотречению, но не способен к вере.
Эстетическое существование
Общей чертой всех «эстетиков», независимо от разнообразия их занятий и способностей, является непосредственность. Так как выбор эстетика совершается непосредственно, то он не является настоящим выбором.
Главным принципом существования эстетического человека является наслаждение. Наслаждения могут быть самыми разными, но они всегда зависят от чего-то внешнего по отношению к человеку, поэтому эстетик никогда не бывает свободен. Эстетическое миросозерцание есть, в сущности, отчаяние, потому что «человек основывает свою жизнь на том, что может быть и не быть, т.е. на несущественном». Он стремится отрешиться от своей личности ради наслаждения, «он раб минуты». Эстетик никогда не бывает по-настоящему удовлетворен, он всегда ищет еще более сильных наслаждений и удовлетворения своих разнообразных желаний, поэтому жизнь его «просто поражает своей безграничной разбросанностью».
Эстетическому человеку присуще «отчаяние-слабость», когда не желают быть собой, а желают обрести другое «я». Отчаянное нежелание быть самим собой приводит к такой ситуации, когда, собственно, спасать просто нечего. «Существо человека распадается на тысячи отдельных частей,… оно утрачивает самое дорогое, самое священное для человека – объединяющую силу личности, свое единое, сущее «я»». Только в результате акта выбора человеку можно вновь обрести себя.
Этическое существование
Этический человек «основывает свою жизнь на существенном, на том, что должно быть. Выбор представляет собой трудный и мучительный шаг. Индивид расстается со своей мнимой свободой, отказывается от всех возможностей, кроме одной, но зато она становится его реальностью.
Выбор совершается не в результате знания, а в результате волевого акта. Актом воли человек рождает, создает самого себя. Во время выбора все индивидуальные черты человека остаются теми же, тем не менее, сам он становится другим: из природной индивидуальности превращается в личность. Это означает, что отныне человек определяет себя сам, то есть становится свободным.
В теоретической философии, как и в эстетике, противоположность добра и зла является относительной. В акте выбора человек выбирает не добро или зло, а абсолютную противоположность добра и зла: «или-или». По Кьеркегору добро обусловлено свободой, а не свобода добром. «Добро проявляется тем, что я хочу его, иначе его и существовать не может».
Этическому человеку присуще «мужественное отчаяние», или «отчаяние-вызов», когда желают быть собою. Моральная ответственность не дает личности рассыпаться «в песок мгновений», но так как «этик» полагается только на себя и «ничего не хочет знать о вечности», отчаяние не преодолевается.
Существование в вере
Если в своем произведении «Или – или» Кьеркегор показывает превосходство этического способа существования над эстетическим, то в трактате «Страх и трепет» Кьеркегор настаивает на том, что «высшая страсть в человеке – это вера», а религиозный способ существования, способ существования «рыцаря веры», превосходит этический.
«Этическое, как таковое, есть нечто всеобщее». «Рыцарь веры», как и сам Кьеркегор, ставит единичное выше всеобщего. «Вера, – пишет Кьеркегор, – есть тот парадокс, что отдельный индивид как таковой выше всеобщего». «Существует абсолютный долг перед Богом; ибо в таком отношении долга единичный индивид в качестве единичного абсолюта относится к абсолюту». И это может приводить «рыцаря веры» к поступкам, которые противоположны тому, что требует от него этический долг.
Религиозному человеку присуща «истинная форма отчаяния». Отчаяние – грех, но отчаяние «перед Богом» ведет к исцелению. Противоположностью греху по Кьеркегору является не добродетель, а вера. При этом человеческое Я, «стремясь быть собой самим», погружается «в ту силу, которая его полагает», «Я находит в себе храбрость утратить себя, чтобы заново обрести».
Веру Гегель считал «внутренней уверенностью, которая предвосхищает бесконечность». В этом Кьеркегор с ним согласен. Но при этом Кьеркегор считает веру высшей духовной способностью человека. Это не значит, что Кьеркегор отрицал важную роль в жизни людей разума и нравственности. Свобода человека понималась им как диалектическое единство конечного и бесконечного, материального и духовного, необходимости и возможности. В преобладание одной из сторон этого единства Кьеркегор видел причину отчаяния. Что же, по его мнению, помогает человеческому Я соблюдать меру? – Сознание. «Чем больше сознания, тем больше Я; ибо, чем более оно вырастает, тем более вырастает воля, а чем больше воли, тем больше Я». Поэтому сознание в философском учении Кьеркегора признается решающим фактором, ведущим человека к преодолению отчаяния, выздоровлению от болезни к смерти, обретению себя!
Кьеркегор и значение его философии
Философское учение Кьеркегора не было по достоинству оценено его современниками. Зато в 20 веке, когда возникла массовая культура, уничтожающая личность, когда потребительская культура вытеснила духовность, когда мировые войны поставили все человечество перед выбором «быть или не быть», когда страх и отчаяние коснулись каждого, Кьеркегор и его прозрения оказались более чем актуальными.
Автор: Галина Зубец
Кьеркегор книги
- О понятии иронии (1841)
- Или-или (1843)
- Две назидательные беседы (1843)
- Страх и трепет (1843)
- Повторение (1843)
- Философские крохи (1844)
- Понятие страха (1844)
- Стадии жизненного пути (1845)
- Заключительное ненаучное послесловие (1846)
- Назидательные речи в различном духе (1847)
- Чему нас учат полевые лилии и птицы небесные (1847)
- Дело любви (1847)
- Христианские речи (1848)
- «Первосвященник» (1848)
- Болезнь к смерти (1849)
- Полевая лилия и птица небесная: Три благочестивые беседы (1849)
- Введение в христианство (1850)
- Дневник обольстителя