В орбите ренессансного движения оказалась не только Италия. События в Нидерландах и Германии указывали на начало новой эры в живописи и в этих странах. Художники городов Гента, Антверпена и Брюгге знали о новшествах в итальянском искусстве, но их творчество заметно отличалось от манеры южных коллег. В Италии художников Ренессанса вдохновлял гуманизм и возрождение классической старины, в то время как их северных коллег идеи достижения идеальной гармонии и красоты занимали гораздо меньше. На протяжении XV столетия в архитектуре на Севере по-прежнему сохранялся готический стиль, столь популярный в предыдущем веке. Особенностями готического стиля были четко прорезанные стрельчатые арки, крестовые своды и богатство декора. В живописи северные художники постепенно освобождались от готической традиции, отклоняя изысканную элегантность и чрезмерную декоративность, которые до недавнего времени были столь популярны.
На Севере все изменения в искусстве живописи происходили на фоне религиозной реформы и противоборства с Церковью. Революционные аспекты итальянского Ренессанса, такие как научные открытия в области перспективы или анатомии, интересовали северных художников значительно в меньшей степени, чем стремление воспроизвести мир природы во всей его удивительной красоте. Северные художники эпохи Возрождения совершили огромный рывок в сфере «натурализма»: их картины были своего рода зеркалом мира, в котором нашли отражение каждый листочек, локон волос или деталь бархатной драпировки, столь изящно и подробно изображенные мастерами.
Если привилегией итальянских художников являлось использование темперы — краски, связующим веществом которой чаще всего был яичный желток или целое яйцо, то создание масляных красок приписывают нидерландскому художнику Яну ван Эйку. Впрочем, до сих пор ведутся споры: кто фактически «изобрел» эту технику живописи — Ян ван Эйк или его брат Хьюберт. Именно они обнаружили, что смешивание красителя с льняным или ореховым маслом замедляет процесс высыхания, — и это не вызывает никаких сомнений. Известно, что Ян ван Эйк был одним из первых, кто применил лессировки масляными красками, а работа на деревянной доске с использованием лака позволила ему создавать удивлявшие современников картины, отливающие ярким блеском.
Произведения ван Эйка отражали мир во всех его деталях. Но и другие фламандские художники сделали не менее важный вклад в развитие «натурализма». Рогир ван дер Вейден, Хуго ван дер Гус и Мат-тиас Грюневальд наделяли свои работы на духовные и религиозные темы новым содержанием, обращая пристальное внимание на изображенных на них людей и предметы повседневного пользования, показывая широкий диапазон человеческих эмоций.
Изобретение печати было еще одним грандиозным событием в Северной Европе. Альбрехт Дюрер, совершенствуя технику гравирования по дереву и меди, виртуозно комбинируя эти технические приемы, создавал прекрасные, пронизанные неиссякаемой фантазией, светлым, ясным настроением и глубиной мысли работы. Ксилография Дюрера позволяла изготавливать листовки и выпускать иллюстрированные книги, однако преимущественно для аристократов.
До определенного времени пейзаж не был самостоятельным жанром. Впервые к нему как к отдельному жанру обратились Лукас Кранах и Альбрехт Альтдорфер, изображавшие на своих полотнах леса и скалистые ландшафты. Художников занимало сугубо изображение природы, их картины были лишены повествовательных сюжетов, а порой на них не было изображений людей.
Портрет был еще одним жанром, игравшим в это время важную роль в живописи Северной Европы. Портретная живопись предстала во всем своем многообразии — от проницательных и живых работ Дюрера до полных достоинства портретов английской аристократии Ганса Гольбейна Младшего.
Если на Юге все были увлечены распространением новых идей, то на Севере многих куда больше занимала мысль о том, будет ли существовать живопись вообще. XV столетие для Нидерландов оказалось драматичным по силе социальных, исторических и духовных потрясений. Сменяющие друг друга голод, войны и эпидемии привели к тому, что страх и сомнения оттеснили религию; укрепление протестантства вызвало к жизни «демонические образы»; героем полотен мог стать любой человек, даже тот, кто был объявлен вне закона или отправлен на костер. Ирреальные и пессимистические видения Иеронима Босха начала XV столетия сегодня кажутся пророческими. Его полотна, изобилующие средневековой символикой, отражают сомнение в вековых традициях и акцентируют внимание на триумфе ада в его ужасающем проявлении. Кошмарные сцены картин Босха повлияли на Питера Брейгеля (Старшего), чьи жанровые работы, повествующие о повседневной жизни крестьян, положили начало новому направлению в искусстве — свободному от религиозной тематики, столь долго доминировавшей в живописи вплоть до этого времени.
Инсталляция
Инсталляция — это композиция, составленная художником из предметов окружающего мира и существующая во временном промежутке и интерьерном замкнутом пространстве (не нарисованная, не написанная, а именно составленная). В композиции художник может использовать различные предметы, включая домашняя утварь, промышленные изделия и материалы, элементы визуальной информации и многое другое, т.е. из предметов, не представляющих из себя художественную ценность, скорее даже наоборот. Главное заключается в том, что элементы инсталляции должны удовлетворять замыслу художника и главной идее композиции,а зачастую нести в себе символическое значение. Основной принцип построения инсталляций – соединение привычных вещей в непривычном для них сочетании, что создает атмосферу безграничного творчества и фантазии. В структурной организации инсталляции важную роль играет пространство, как функциональная образующая. Инсталляция распространяется в пространстве, отдаленно напоминая театральную сцену, только эта сцена может растянуться на несколько музейных залов. Как объект изобразительного искусства инсталляция отличается от скульптуры или любого другого художественного объекта. Т.к. её восприятие строится на динамическом взаимодействии со зрителем, вплоть до непосредственного контакта. Если инсталляция состоит чаще всего из предметов, не представляющих из себя какой — либо художественной ценности, тогда в чём заключается её эстетическое содержание? Ответ один: в игровой импровизации смысловых значений предметов в зависимости от их местонахождения — в бытовой обстановке или в выставочном зале. Инсталляция характеризуется, за редким исключением, краткосрочностью периода существования. Сегодня она есть, а завтра её нет. В инсталляции можно выделить три основных типа: псевдо-сюжетный (квази) — доминирует сюжетно-повествовательное начало; объектно-предметный — имитируются научные лаборатории, бытовые и музейные интерьеры; визуально-визионерский — акцентирует внимание на созерцании некоего изображения или сооружения, например, использование газетных и рисованных изображений.
Термин «инсталляция» произошёл от английского слова «installation», что означает «установка». Древними прообразом инсталляции можно считать сооружения внутри культовых помещений. подобных причуд немало во все времена, особенно в период барокко и рококо. Инсталляция как форма искусства получила распространение в ХХ века. Её основоположниками были художники –сюрреалисты ( М.Дюшан). Они старались найти новые неординарные пути в искусстве, ничем не похожие на то, что существовало в искусстве до них.
В этом разделе собраны избранные статьи по истории искусства.
Древний Египет — Древнее царство
Объединение Верхнего (Южного) и Нижнего (Северного) Египта произошло в начале IIIтыс. до н. э. Столицей государства стал город Мемфис. Древнее царство – время правления 3 – 6-й династий (XXVII – XXIIIвв. до н. э.).
Архитектура Древнего царства – в первую очередь погребальные сооружения в виде пирамид. Гробницы знати и первых фараонов получили название «мастаба» (по-арабски – «скамья»). Особое значение придавалось постройке гробницы фараона, так как он считался воплощением сил природы и магическим средоточием благосостояния страны не только при жизни, но и после смерти.
Выделение гробницы фараона шло по пути увеличения мастабы сначала в горизонтальном, а затем вертикальном направлениях, что положило начало новому типу царских гробниц – пирамиде. Классической пирамиде предшествовали другие ее формы (ступенчатая, ломаная). Самые знаменитые пирамиды построены в долине Гиза для фараонов 4-й династии: Хеопса, Хефрена и Микерина. Еще в древности они были причислены к семи чудесам света.
Первой была построена пирамида Хеопса. Первоначально ее высота составляла 147 м, но в дальнейшем она утратила свою верхушку. Только этой пирамиде присущи пропорции, основу которых составляет священный египетский треугольник (единственный прямоугольный треугольник, чьи стороны выражаются в целых числах).
В пирамиде обнаружено несколько камер; одну из них, расположенную на высоте 42,5 м от основания пирамиды, с пустым саркофагом без крышки назвали «Усыпальницей фараона». Камера, находящаяся под ней, скорее всего, предназначалась для супруги фараона, а верхние камеры, возможно, были сделаны для облегчения давления огромной каменной толщи. По сообщению Геродота, каждые три месяца в году на протяжении 20 лет (когда население было свободно от полевых работ) на строительстве пирамиды Хеопса использовались одновременно около 100 тыс. человек.
Сооружение представляло собой почти сплошную каменную кладку, блоки (каждый из которых весил более 2,5 т) укладывались без скрепляющего материала правильными горизонтальными рядами, убывающими вверх, в результате получалась ступенчатая наружная поверхность, которую облицовывали плитами из особого (турахского) известняка. Отполированные до блеска плиты так хорошо пригонялись друг к другу, что образовывалась единая, гладкая, как бы зеркальная поверхность. Сегодня облицовка сохранилась только в верхней части пирамиды Хефрена, сына Хеопса (высота – 143,5 м).
Пирамиды стали зримым воплощением древнеегипетского мировоззрения, в основе которого абсолютная противоположность между величием вечного покоя смерти и земной жизнью, между фараоном и всеми остальными людьми. Ощущение полного отчуждения достигалось подавляющим человека объемом и цельностью простой формы пирамиды, не разделенной ни на какие части, которые могли бы служить переходными ступенями в иной мир.
Резкая грань, отделявшая мертвую пустыню западного берега Нила, где располагались царские некрополи Древнего Египта, от плодородного оазиса его долины, обычно густо заселенного людьми, усиливала ощущение этого контраста. (Умерших хоронили на западном берегу, так как, по поверьям древних египтян, они уходили в ту же сторону, куда направлялось свершившее свой небесный путь солнце.) Только на фоне неопределенных и изменчивых форм пустыни навеки застывшая в своей геометрической правильности и завершенности пирамида обретает характер космического образа, соответствующего замыслу ее создателей. Рядом обычно располагались маленькие пирамидки цариц и мастабы приближенных фараона. К восточной стороне пирамиды Хефрена примыкал верхний заупокойный храм. Он соединялся крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Ворота служили пристанью, к которой подплывала «солнечная ладья» с мумией усопшего фараона. Около ворот располагался нижний погребальный храм.
Третья из великих пирамид Гизы была построена для сына Хефрена Микерина. Она гораздо ниже своих предшественниц, ее высота едва достигает 70 м. Видимо, сооружение гигантских гробниц легло слишком тяжелым бременем на экономику страны, что вызвало недовольство народа и знати (возможно, результатом этого недовольства явилась смена династии).
Пирамида имела колоссальную силу воздействия на жителей Египта. Не требуя специального паломничества, она сама вторгалась в жизнь: человек все время видел на горизонте священный треугольник пирамиды, который неотступно преследовал его.
Автор: Галина Зубец