Имя Абу Али ибн Сина или Авиценна (его латинизированный вариант, принятый на Западе) навсегда вошло в историю человечества, философию и естественные науки как неугасимый светоч разума, воли, таланта. Труды по медицине средневекового исламского ученого столетиями являлись пособиями для обучающихся врачеванию людей во всем мире. Большая часть наследия, из 29 областей науки, человека удивительной работоспособности, необъятного ума и щедрости души, дошедшее до современности, бесценно.
Хусайн, так звали мальчика в детстве, родился 16 августа 980 года в зажиточной иранской семье на территории современного Узбекистана в эпоху государства Саманидов. С ранних лет он поражал родных и близких своими уникальными способностями. Еще в младенчестве, став свидетелем незаслуженного обвинения служанки в краже дорогого кольца, ребенок долго плакал, беспокойно себя вел и, наконец, звуками, первыми словами смог подтвердить взрослым невиновность женщины. К 10 годам мальчик, обладая феноменальной памятью, знал все тексты Корана — Священного писания, увлекался поэзией, музыкой. К нему приглашали домашних учителей, которых он быстро превосходил по знаниям. Наблюдательность и пытливый ум, безотказная помощь обращающимся больным к образованному юноше, помогли ему освоить азы медицинской науки. В 16 лет Хусайн лечил бухарского эмира, за оказанную помощь повелитель разрешил юному ученому пользоваться богатейшей библиотекой того времени. Позже ее сожгут фанатики и многие шедевры древности, хранящиеся в ней, удастся воссоздать, благодаря редкой памяти Авиценны.
В 1002 году пало правление прогрессивных правителей на Востоке. Умирает отец, Али ибн Сина скитаться вынужден, искать защиту и кров в другом городе. 6 лет он прожил в Хорезме, где его называли «князем врачей». Служить правителю рода Газневи Авиценна отказывается и снова покидает обжитое место. 9 лет он прожил в Хамадане, где эмир благоволил признанному лекарю. В благодарность за исцеленного родственника Авиценне пожаловали почетную должность визиря. Но завистники оклеветали честного врача и государственного деятеля. Эмир лишил Али ибн Сину звания, когда же высокородный больной опять стал нуждаться в помощи, эмир вернул на некоторое время должность, подчеркивая своими действиями суетность и продажность властей. В городе Исфакане Авиценне удалось 14 лет заниматься научной работой, у него появились ученики. Самым преданным был Джузджани, который записывал все за учителем, став его летописцем. Он переписывал набело ученые рукописи. Позже Али ибн Сина умрет на руках верного Джузджани и ученик выполнит последнюю волю учителя: распустит всех слуг, раздаст деньги нищим.
По свидетельствам самого Авиценны, ему не сразу стал понятен труд Аристотеля «Метафизика». Он читал его несколько раз и только после изучения комментариев Аль-Фараби к древнему источнику философии, ему стал ясен глубинный смысл мироздания. Задолго до Линнея и Дарвина, ученый признавал эволюционный характер развития мира и, как результат — множественность сущего. Материю считал не конечным продуктом единого, а элементом возможного бытия. В своих рукописях философ приглашает совершить воображаемое путешествие по Космосу, деля его на 3 мира: материальный (Запад), мир вечных форм не сотворенных (Восток) и мир земной. Разве могли в то время темные забитые его оппоненты понять хоть толику мудрости и остроты мысли непризнанного гения и откровенного революционера в философии и естествознании? Его противники могли только подвергать гонениям автора книг и жечь его труды. Несколько месяцев он провел в заточении, но везде писал, дорожил отведенным ему жизненным сроком. Основной свой философский трактат он назвал именем начальника тюрьмы крепостной — «Живой, сын Бодрствующего».
Варварскому огню не подвластно уничтожить людскую память о великом Авиценне. Из уст в уста передавались истории из его жизни, обросшие фантастическими подробностями, ставшие легендами, как бывает с людьми, обожаемыми и почитаемыми народом. Выдающийся восточный поэт 12 века Омар Хайям считал своим достойным учителем Абу Али ибн Сина. Памятники и названия улиц по всему миру фактическое подтверждение благодарности потомков известному лекарю и философу.